Ученик: Являются ли болезни проверкой наших действительных достижений в йоге?
Мать: Проверкой? Вовсе нет.
Ты хочешь сказать, что болезнь намеренно, с умыслом дается тебе для того, чтобы ты мог улучшить свои способности на пути йоги? Конечно же, это не так. Но мы можем, поменяв местами в этой мысли причину и следствие и несколько обобщив ее, сказать, что есть люди, чье стремление настолько непоколебимо, чья воля достичь все больших высот в самосовершенствовании настолько всепоглощающа, что они используют каждое явление, событие своей жизни как средство для достижения своей главной цели. Я знала людей, которые относились ко всякой своей болезни как к проявлению Божественной Милости, посылающей им это испытание для того, чтобы помочь им в движении по пути. Они рассматривали случившееся как хороший знак, потому что теперь у них появлялась возможность найти причину болезни, а значит, какой-то изъян в себе, избавившись от которого можно было бы не только вылечиться, но и сделать шаг вперед в своем развитии. Я знала несколько таких людей и, надо сказать, их внутренний рост был ошеломляюще быстрым. Но, с другой стороны, встречается и прямо противоположное отношение к болезни, когда люди не только не используют ее как средство улучшить, укрепить какие-либо свои способности, но, напротив, безвольно покоряются ей. Что ж, тем хуже для них же самих. Вы должны воспитывать в себе именно правильное отношение к болезни, вы должны говорить себе, если уж заболели: «Коль скоро это произошло, значит, что-то не так, что-то не в порядке во мне самом, и я должен обязательно выяснить, в чем тут дело». У вас не должно быть и мысли о том, что Божественное преднамеренно посылает вам болезни. Если бы это было так, то означало бы, что Божественное обладает вполне развитыми садистскими наклонностями, а это, разумеется, нонсенс!
Мать. Вопросы и Ответы, 1953 г.